Кому как не ей, Нине Ананиашвили, знать, что такое танцевать, не сбавляя оборотов. Вся ее тридцатилетняя карьера как безупречно выполненное фуэте: на одном дыхании, под аплодисменты.
В Тбилисской филармонии на гала-концерте по случаю юбилея, который прославленная балерина празднует целый год, она слышала крики «браво» не только от зрителей, но и от коллег из Большого театра, Ковент-гардена, Нью-Йорк Сити Балета и Королевского балета Дании. И все это за то, что она одна из немногих в свои 49 лет оспорила аксиому, что сценический век балерины краток.
Народный артист России Андрис Лиепа рассказал: «30 лет творческой деятельности – это огромный срок. Нам природой отпущено всего 20 лет, вы знаете, что после артисты балета уже пенсионеры. И вот 30 лет, что Нина работает. Она родила дочку, она руководит балетом, она замечательная жена, мама, подруга».
Про таких, как она, говорят: «Родилась в пуантах». Нина Ананиашвили поправляет: «В коньках для фигурного катания». На них она в десять лет впервые танцевала партию «умирающего лебедя» и, победив на юниорских соревнованиях, буквально ошарашила тренера. Перспективная спортсменка Нина Ананиашивли заявила, что танцевать будет и дальше, но в пачке и на пуантах. В 18 лет она уже в труппе Большого театра, тогда же поставила своеобразный рекорд – на гастролях в Гамбурге в 1981 году ее Одетте-Одилии аплодировали 30 минут.
Коллекционировать триумфы она стала и дальше: Нина Ананиашвили первой среди советских танцовщиц была принята в Нью-Йорк Сити Балет и Датский Королевский балет, первой за вклад в искусство получила премию «Триумф», первой 16 лет назад открыла миру молодого хореографа Алексея Ратманского, заказав ему для своей антрепризы «Прелести маньеризма».
«Учили меня русские педагоги, у меня русская школа. Все это время я доказываю, что она самая лучшая», — рассказала балерина. За 23 года работы в Большом театре Нина Ананиашвили исполнила почти все главные партии, но все равно говорила, что работы мало — за сезон всего шесть-восемь спектаклей. Другое дело заграница — там Нина выходила на сцену 80 раз за сезон. Как и на родине, она купалась в комплиментах от критиков, которые были в восторге от «утонченной балерины с редким драматическим талантом и великолепной техникой».
Поклонники подсчитали: за 30 лет на сцене Нина Ананиашвили сменила 105 партнеров – Патрик Дюпон, Андрей Уваров, Дмитрий Белоголовцев, Карлос Акоста… Но лучшим своим дуэтом сама балерина называет тот, что был с Андрисом Лиепой. Критики писали, что это был самый романтический дуэт нашего балета.
Ниной ее называют в Москве, а в родном Тбилиси, куда она вернулась восемь лет назад, конечно же, Нино. Она приехала буквально из руин восстанавливать Грузинский театр оперы и балета, осталась и теперь руководит этим театром. И снова ставит рекорды: за три последних сезона у хореографа Ананиашвили 27 спектаклей, премьера — каждые три месяца. Времени на частые поездки в Москву почти не остается, но в Большой театр она возвращается — в своих мыслях. «Скучаю по людям, с которыми работала, по друзьям, по вахтерам, но очень боюсь ехать туда, потому что это что-то другое, может быть, гораздо лучше. Но там уже не будет моей гримуборной, где сидела Майя Михайловна, где сидела Стручкова. Этого ничего нет. Это осталось как хорошее воспоминание», — говорит балерина.
Балет «Отражение» Юрия Посохова, па-де-труа из «Корсара», вальс из «Маскарада»… Последнее – для шестилетней дочки Елены, которая, как и мама, хочет стать балериной. «Вот тогда-то я и уйду на пенсию, — говорит Нина Ананиашвили. — И, наконец, займусь виноделием».