Сегодня юбилей у знаменитой балерины, народной артистки СССР Людмилы Семеняки. Почти 20 лет она блистала на сцене Большого театра, где исполнила главные партии в «Лебедином озере», «Жизели», «Спящей красавице», «Щелкунчике» и «Спартаке».
А также выступала практически на всех балетных сценах страны, много гастролировала за рубежом. Но, по ее словам, только в Большом она смогла полностью выразить себя в искусстве.
Легкость во всех движениях, абсолютное слияние с музыкой, построение образа героини – важнейшие контрапункты, на которых строится работа Людмилы Семеняки с ученицами. Уже 10 лет звезда русского балета в Большом – педагог-репетитор. Cамая ее известная воспитанница – Светлана Захарова, самая младшая — Маргарита Шрайнер. Маленькая Шрайнер — Людмила Ивановна называет балерину как было принято до революции в Театральном училище — уже делает успехи.
«Я рада, что в первый же год попала к ней, она добродушная, передает свой образ», — говорит Маргарита.
Людмила Семеняка родилась в Ленинграде. В 10 лет поступила в знаменитое Вагановское училище, а через два года уже танцевала Машу в «Щелкунчике». Людмила Ивановна постоянно вспоминает родной город, любимую школу и те два года работы в Мариинском — тогда Кировском — театре, с которых и началась ее стремительная карьера. Она уверена — в Москву ее пригласили во многом благодаря дальновидности репетитора Ирины Колпаковой.
«Она не танцевала “Лебединое”, но дала мне выучить па-де-де Черного лебедя, и послала на всесоюзный конкурс. Тут меня увидел Григорович, и было принято решение перевести меня в Большой театр», — рассказывает Людмила Семеняка.
Она почти сразу же получила признание труппы — говорят, это самое сложное, важнее, чем оценки руководства театра, критиков, публики.
«Хорошая форма, хорошая выучка, легкость. Она сразу же вошла в репертуар», — вспоминает народный артист СССР Николай Фадеечев.
Обладая природными данными и прекрасной школой, Семеняка сразу же стала танцевать на сцене Большого все классические партии — Аврора, принцесса Флорина, Одетта-Одиллия. Но она не стала бы большой артисткой без невероятного стремления к совершенству, без умения, как губка, впитывать все лучшее, что видела и слышала. Совсем юной, она стала женой Михаила Лавровского — вот они танцуют в балете «Спартак». Семеняка вошла в театральную семью, где каждый вечер говорили о балете.
«Конечно, я на нее влиял, она девочкой попала в Большой, и мы объединились. Отношение актера к искусству, что правильно — вот что я Люде говорил», — рассказывает народный артист СССР, балетмейстер Михаил Лавровский.
Людмила Семеняка была идеальной танцовщицей для постановок Юрия Григоровича — тогда он был главным балетмейстером Большого театра. Она танцевала все сольные партии в его балетах – «Спартак», «Легенда о любви», «Золотой век», «Каменный цветок». Семеняка работала как серьезная драматическая актриса над характерами своих героинь. Она даже сама делала грим. В балете «Ангара» Семеняка не танцевала — играла Валентину. Для создания выразительного образа разбитной девицы не пожалела волосы — выжгла их перекисью водорода.
Ей постоянно задают вопрос — не хотела ли она в советские времена остаться на Западе. Людмила Ивановна всегда отвечает: так хорошо как в Большом, ей не было бы нигде. Педагог-репетитор — сама Галина Уланова. Столько ролей, разных постановок, гастролей. И, не без кокетства замечает балерина, столько партнеров!
«100 человек — могла бы в книгу Гиннеcса войти!» — говорит она.
Людмила Ивановна — одна из самых интеллектуальных русских балерин. Она говорит на хорошем русском языке — сейчас это редкость. Успевает все — пишет либретто, придумывает и рисует театральные костюмы, ставит спектакли. И каждый день приходит в Большой, которому отдано 40 лет жизни.