С.-ПЕТЕРБУРГ, 18 окт — РИА Новости. Конституционный суд (КС) РФ во вторник приступил к рассмотрению дела о возможности для работодателей увольнять с государственной гражданской службы матерей-одиночек, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.
КС проверяет конституционность статьи 31, части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба бывшего специалиста отдела опеки агентства по социальному развитию Воркуты (республика Коми) Виктории Кобылинской.
В мае 2010 года Кобылинская — одинокая мать, воспитывающая семилетнего сына, была уволена с госслужбы в связи с сокращением должности. Свое увольнение Кобылинская оспорила в судах, ссылаясь на положения трудового законодательства (часть 4 статьи 261 Трудового кодекса РФ), запрещающие расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет по инициативе работодателя.
Однако судебные инстанции указали, что эти гарантии не распространяются на госслужащих в связи сокращением должностей, поскольку законом «О государственной гражданской службе РФ» такое увольнение не отнесено к увольнению по инициативе нанимателя или его представителя.
«Получилось увольнение непонятно по чьей инициативе. Мой заявитель даже не имела возможности высказать свою позицию», — сказала в ходе заседания представитель Кобылинской Ирина Рочева.
По мнению представителей Совета Федерации и представителя президента РФ в КС, оспариваемые нормы не противоречат Конституции, так как специфика государственной службы имеет особый статус правовых отношений.
«Предусмотрена обязанность работодателя предоставить другую работу. Обязанность хоть прямо и не прописана, но предоставляется», — сказал представитель президента РФ в КС Михаил Кротов.
По его словам, из материалов дела следует, что заявительница отказалась от предоставляемых ей должностей. Хотя, как сообщила ее представитель, предоставлялась не как таковая возможность занять вакантную должность, а лишь список этих должностей в других госструктурах.
Представители генерального прокурора в РФ и министерства юстиции РФ в КС высказали мнение, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции, так как нормы трудового права применяются в отношении гражданской службы в той части, в которой они не ограничены федеральным законодательством.
«Эта проблема является проблемой правоприменения трудового законодательства», — сказала представитель министерства юстиции в КС Елена Борисенко.
По мнению заявительницы, статьи 31, часть 1 статьи 33 и статья 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» противоречат конституционному принципу равенства прав и свобод граждан, а также нарушают ее конституционное право на защиту семьи, материнства и детства.
Заявительница полагает, что оспариваемые нормы препятствуют получению одинокими матерями, находящимися на госслужбе, гарантий, предоставляемых им трудовым законодательством.