«Праздничный» Гран-при Италии для Петрова прошёл без подарков со стороны напарника по «Кэтерхэму» Хейкки Ковалайнена – в квалификации и гонке Виталий оказался позади финна.
После своего первого серьёзного юбилея в Формуле-1 (на Гран-при Бельгии в Спа россиянин отмечал 50-й Гран-при в чемпионате) уже через неделю Петрова ждал следующий гоночный уик-энд и тоже праздничный – Виталию предстояло третий год подряд отпраздновать свой день рождения в Монце в рамках Гран-при Италии Формулы-1. Но если выступление на «Спа-Франкоршам» позволило Петрову опередить своего напарника по «Кэтерхэму» Хейкки Ковалайнена в общем зачёте, то этап в Монце сложился для Виталия чуть хуже – даже несмотря на очевидный повод, финн решил обойтись без подарков своему товарищу.
Впервые за долгое время пятничные тренировки прошли посуху – в обеих сессиях Петров оказывался 20-м, а вот Ковалайнен записал на свой счёт 19-е и 18-е времена. Из-за непогоды в Бельгии «Кэтерхэм» не смог опробовать все обновления, и в итоге их часть (а надо понимать, что трасса в Монце требует уникального пакета аэродинамики и особых настроек, так что тут и без тестов обновлений работы хватает) была установлена на болиды малайзийской команды.
Виталий остался доволен итогами дня, отметив, что его машина и болид Хейкки различались по конфигурации, ну а в целом пятница ответила ожиданиям коллектива. Россиянин знакомился со своими новым гоночным инженером – Джанлука Пизанелло пошёл на повышение, заняв пост шеф-инженера коллектива, а его место занял экс-инженер по данным Тим Райт, Петров тестировал различные варианты аэродинамики, поскольку результаты работы в аэродинамической трубе не соответствовали реальным показателям, и отмечал проблемы с настройкой KERS. В целом-то была обычная рабочая пятница.
В заключительной тренировке пилоты «Кэтерхэма» так же заняли 19-е и 20-е места, финн впереди россиянина, а вот в квалификации гонщикам малайзийского коллектива удалось отыграть по одной позиции за счёт проблем у представителя «Форс Индия» Нико Хюлькенберга, который не смог показать никакого времени: Петров квалифицировался 19-м, а Ковалайнен оказался 18-м – напарников разделило полсекунды. После сессии Виталий отметил прогресс «Кэтерхэма» по ходу трёх тренировок, но посетовал на проблемы с тормозами – перед квалификацией были заменены тормозные диски, досаждавшие вибрациями, но в самый ответственный момент всё повторилось вновь. Что интересно, свой лучший результат россиянин показал на более жёстком составе «хард», который оказался быстрее более мягкого компаунда «медиум».
Ещё до старта гонки Виталий и Хейкки уже не впервые за год отыграли по одной позиции за счёт штрафа Пастора Мальдонадо – пилот «Уильямса» потерял 10 мест за проступки на Гран-при Бельгии. Решив непростую задачу с шинной тактикой на гонку, пилоты отправились в бой. К сожалению, Петров продвинуться вперёд на старте не сумел и в дальнейшем всю гонку ехал либо непосредственно за Ковалайненом, либо через одного соперника от него. Недолгие моменты лидирования относительно напарника случались лишь тогда, когда Хейкки заезжал на пит-стоп – в итоге гонщики «Кэтерхэма» по два раза наведывались в боксы, хотя некоторые лидеры обошлись и одной обязательной сменой резины.
По времени визитов к механикам россиянин был медленнее финна: на первой остановке Петрова обслужили почти на шесть десятых секунды быстрее, а вот на второй Ковалайнену сменили резину без малого на секунду быстрее. При этом первый раз Виталий заезжал в боксы позже напарника, а вторую остановку Хейкки совершил на круг раньше россиянина. При этом с тактикой команда определялась буквально в последний момент, но всё равно стратегию пришлось корректировать по ходу гонки и отчасти это так же повлияло на итоговый финиш болидов «Кэтерхэма».
Если говорить о чистой скорости, то по этому показателю Петров выглядел предпочтительнее Ковалайнена – их гоночный темп был примерно равным, преимущество было то у одного, то у другого, но личный лучший круг Виталия на три десятых лучше персонального быстрейшего круга Хейкки. Да что там финн, лучший круг россиянина превзошёл аналогичные показатели Пола ди Ресты («Форс Индия»), Кими Райкконена («Лотус») и Марка Уэббера («Ред Булл»), и при этом результаты всей этой группы были поставлены примерно в одной фазе гонки. Разве что Петров в это время ехал на новом «медиуме», тогда как «соперники» использовали новый «хард»…
Показатели скорости по секторам также в пользу Виталия – на первом отрезке трассы Ковалайнен по своему лучшем показателю на две десятых быстрее россиянина, зато на третьем финн уступает уже три десятых. Ну а лучший второй сектор у пилотов «Кэтерхэма» пройден вровень. Значение максимальной скорости на официальной отсечки у гонщиков Тони Фернандеса тоже одинаковое, чего не скажешь о показателях на первой и второй точках замера скорости, а также на финишной черте – первую отсечку Петров проезжал медленнее всех, уступая Ковалайнену 6 км/ч, зато на второй Виталий был быстрее Хейкки на те же 6 км/ч, а финишную черту финн пересекал медленнее россиянина на все 7 км/ч.
По истечении 53 кругов дистанции в Монце Петров клетчатый флаг увидел 15-м – в круге от лидера и в одной десятой секунды от Ковалайнена! Всю дистанцию россиянин шёл рядом с финном, но обогнать напарника Виталию не удалось. Финиш гонщиков «Кэтерхэма» оказался плотным, но не в пользу Виталия – благодаря очередной 14-й позиции Хейкки вновь вышел вперёд в личной классификации сезона.
Подводя итоги Гран-при Италии россиянин, поблагодарил команду за хорошо подготовленный болид, отличные пит-стопы, отметил прогресс после Гран-при Бельгии и выразил надежду на продолжение движения вперёд уже на Гран-при Сингапура, который состоится через две недели 23 сентября. Комментируя мини-поражение от напарника, Виталий отметил, что финну позицию отчасти помогли удержать позицию лидеры, который в тот момент пропускал на круг Ковалайнен: «Я мог оказывать давление на напарника по команде до самого последнего круга. За несколько кругов до финиша мы с Хейкки были прямо позади Фернандо Алонсо, но Ковалайнен был достаточно близок к “Феррари” и смог воспользоваться DRS, в противном случае я, возможно, и обогнал бы его». Резонное замечание.
К сожалению, в свой день рождения Петров остался «без подарков» от Ковалайнена – мы привыкли к тому, что в квалификациях Виталий позади Хейкки, но россиянин нас приучил к финишам впереди финна. На сей раз всё вышло не так, и ни в одной из пяти сессий уик-энда Гран-при Италии в Монце Caterham CT01 под номером 21 так и не оказался быстрее машины № 20. Будем надеяться, что в Сингапуре всё вернётся на круги своя и хотя бы на финише ночного Гран-при Виталий будет впереди Хейкки. Но лучше, конечно, опередить Ковалайнена так, как он это сделал с Петровым в Монце.