» » Растения уличили в подделывании запахов жуков

Растения уличили в подделывании запахов жуков

Британские биологи обнаружили, что растения семейства ароидных имитируют запахи жуков, которые их опыляют. Химический и филогенетический анализы показали, что эти представители флоры много миллионов лет назад переняли «ароматы» насекомых для получения выгоды.

Все знают, что растения привлекают насекомых-опылителей яркими цветами и вкусным нектаром. Обоюдный процесс адаптации привёл к взаимовыгодному сотрудничеству. Однако, как выяснили учёные из университета Цюриха, в ходе эволюции некоторые представители флоры прибегали к хитрым уловкам – растения научились обманывать жуков.

Исследователи проанализировали химический состав летучих веществ, определяющих запах цветков у растений семейства ароидных и у опыляющих их пластинчатоусых жуков, и пришли к выводу, что цветки вырабатывают те же вещества, что насекомые используют для коммуникации между собой (например, для привлечения противоположного пола).

Затем они провели филогенетический анализ и выяснили, что запахи эти присутствовали в жизни предков современных жуков. Ещё во времена юрского периода пластинчатоусые использовали такие же или похожие вещества. Только в те далёкие времена, жуки не имели никакого отношения к опылению ароидных.

Первые такие насекомые-опылители были найдены в окаменелостях, возраст которых оценивается в 40 миллионов лет. «Получается, что в процессе эволюции ароидные начали имитировать запахи жуков, чтобы те начали более эффективно опылять их цветки», — говорит профессор Флориан Шистль (Florian Schiestl) из университета Цюриха.

Выходит, что растения и насекомые не всегда приспосабливались друг к другу. Иногда процесс становился выгодным лишь для одной из сторон. Кстати, ранее на копировании запахов попадались орхидеи, они привлекают шершней запахом пчёл и грибных мушек запахами грибков.