» » Таяние льдов усиливает выделение брома, разрушающего озоновый слой

Таяние льдов усиливает выделение брома, разрушающего озоновый слой

МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Ученые обнаружили, что при таянии «молодых» морских льдов, замещающих многолетние ледовые поля в процессе изменения климата, в атмосферу выделяется больше брома, который разрушительно воздействует на озоновый слой, сообщает сайт НАСА.

Исследование, проведенное группой ученых из США, Канады, Германии и Великобритании в рамках программы НАСА BROMEX (Bromine, Ozone, and Mercury Experiment) показало, что таяние льдов, вызванное потеплением в Арктике, может вызвать прогрессирующее загрязнение региона бромными соединениями.

«Сокращение площади морских льдов в летний период привлекает много внимания к возможностям использования транспортного и ресурсного потенциала Арктики, однако изменение химического состава морских льдов в результате изменения климата влияет на состояние окружающей среды… В дальнейшем это может вызвать усиление загрязнения региона бромом», — сказал руководитель исследований, сотрудник Лаборатории реактивных двигателей НАСА в Пасадене (Калифорния, США) Сон Нгим (Son Nghiem), чьи слова приводятся в сообщении.

Естественное содержание брома, хлора и других галогенов в атмосферном воздухе поддерживается за счет многих источников: генерации этих газов в тропосфере, выделения с поверхности солончаков, при горении нефтяных скважин и извержении вулканов. Однако важнейший источник галогенов в атмосфере — морская соль, из которой они высвобождаются, в частности, при таянии морских льдов.

Молодые льды «солонее» многолетних, поскольку в них еще не успевает пройти процесс естественного опреснения. В результате при таянии молодых льдов в атмосферу выделяются многократно увеличенные дозы галогенов. Наиболее экологически «проблемным» из них считается бром, реагирующий с озоном с образованием гипобромидов — мощной, абсолютно дезинфицирующей субстанции, аналоги которой применяются человеком для дезинфекции и протравливания. Таким образом, повышенные концентрации свободного брома в атмосфере «разъедают» озоновый слой и осаждаются в виде едких, токсичных соединений.

Впервые о бромовом загрязнении в полярных регионах речь зашла около двух десятилетий назад. В атмосфере над Арктикой и Антарктикой сочетание низких температур и высокой радиационной активности солнца таковы, что ртуть, обычно довольно инертный элемент, окисляется. В результате так называемого «бромного взрыва» — роста содержания свободного брома в атмосфере — происходит реакция брома с парами ртути, токсичные продукты которой осаждаются на воду, лед или переносятся воздушными массами за пределы региона.

На примере канадского сектора Арктики исследователям удалось доказать, что соединения брома транспортируются только в нижних частях тропосферы, до 2 тысяч метров. Подобные выводы были сделаны после того, как ученые обследовали горные хребты Аляски и Канады, послужившие своего рода «вертикальной шкалой» осаждения брома. Таким образом, горные хребты высотой 2,5 — 3 тысячи метров могут служить барьером, предотвращающим попадание брома за пределы Арктики, в обжитые части материка.

Для моделирования будущей картины бромового загрязнения Арктики ученые проанализировали данные с шести спутников, принадлежащих НАСА, ЕКА и Канадскому космическому агентству, провели ряд полевых наблюдений и совместили эти данные с моделями движения воздуха над полярным регионом. Исследование опубликовано в журнале Journal of Geophysical Research — Atmospheres.