МОСКВА, 14 янв — РИА Новости. Новый посол США в России Майкл Макфол официально приступает к исполнению своих обязанностей в качестве главы дипмиссии в Москве.
Президент США Барак Обама предложил на рассмотрение сената кандидатуру Макфола в качестве нового посла в России в середине сентября. Сенаторы-республиканцы тормозили его утверждение, требуя от администрации дополнительных гарантий финансирования американской ядерной отрасли, однако 17 декабря все же дали добро на назначение. Десятого января Макфол был приведен к присяге в госдепартаменте.
Макфол сменил на посту посла Джона Байерли. Как сообщили РИА Новости источники в госдепартаменте, Байерли может быть назначен на «высокий пост в руководстве госдепартамента» или перейти на руководящую работу в один из американских исследовательских институтов.
На этой неделе госсекретарь Хиллари Клинтон и бывший американский посол в РФ Джеймс Коллинз заявили, что США связывают дальнейшее сближение с Россией с деятельностью Майкла Макфола на посту посла.
«Макфол — лучший представитель наших ценностей и наших интересов в сильной, политически активной, открытой, демократической России… Макфол олицетворяет курс на “более глубокое сотрудничество и более тесные связи… Администрация США настроена на сохранение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией”, — приводятся в среду слова госсекретаря на русскоязычной странице госдепартамента в микроблоге Twitter.
В свою очередь, бывший посол США в Москве Коллинз отзывается Макфоле как об одном из самых близких к Обаме внешнеполитических советников.
“Макфол близок президенту США и вместе с ним разрабатывал политику по отношению к России, которую мы называем перезагрузкой”, — написал Коллинз в Twitter.
Между тем, российские эксперты разошлись в оценках того, как приезд нового посла отразится на отношениях между Россией и США.
По словам директора Института стратегических оценок Сергея Ознобищева, “Макфол — не лучшая фигура для представительства американских интересов, отношение к нему в России как минимум смешанное, как максимум — негативное”.
“Это не лучший выбор, независимо от того, из чего исходил американский госдепартамент… это определенный знак того, что есть неудовлетворенность состоянием отношений и ясно, что многие вещи, которые прошли бы легко с другим послом, с этим будут осложнены”, — сказал эксперт.
По его словам, “складывается впечатление, что в силу ряда причин в США в целом, в политической элите, отношение к России сдержанное”.
В свою очередь, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко не разделяет “апокалиптических ожиданий” от приезда Макфола тех, кто считает, что новый посол направлен в Россию, чтобы “организовать аналог оранжевой революции”.
“Пока, на мой взгляд, американская администрация очень сдержанно относится к событиям в России. Я, честно говоря, не вижу особых признаков того, что (они) оказывают какое-то давление. Если бы это было, уже давно были бы скандалы…мы же видим, что пока ничего такого не происходит”, — сказал Минченко.
По его словам, жесткая критика в адрес российского руководства для Барака Обамы сейчас была бы ударом, в том числе, и по его курсу на перезагрузку.
“Республиканцы критикуют его за чрезмерную лояльность по отношению к России, поэтому сейчас начинать оказывать жесткое давление на российское руководство — это расписаться в том, что то, что делалось в последние несколько лет, делалось неправильно. Пока, мне кажется, госдеп предпочел бы консервативный сценарий в отношениях с Россией, но с другой стороны, понятно, что если внутри РФ будет динамично меняться, то и они будут как-то менять свою позицию”, — отметил Минченко.
По его словам, Макфол длительное время работал в Москве, он достаточно хорошо ориентируется во внешнеполитической ситуации, отлично знает многих экспертов и политиков.
“Думаю, что это (назначение Макфола послом) говорит о том, насколько серьезное внимание уделяется на данном этапе американской администрацией отношениям с Россией”, — сказал эксперт.
Макфол родился в 1963 году в штате Монтана. Выпускник Стэнфордского университета, он получил степень в Оксфордском университете. Некоторое время жил в России, впервые посетив ее аспирантом Оксфордского университета в 1983 году. В 1990-х годах он активно работал в Московском центре Карнеги.
Макфола называют крупнейшим в США специалистом по России, архитектором “перезагрузки” в отношениях между Москвой и Вашингтоном. С приходом администрации Обамы Макфол занял пост специального помощника президента по вопросам национальной безопасности, директора по делам России и евроазиатского региона в Совете национальной безопасности.
В июле 2009 года совместным решением президентов двух стран была создана рабочая группа под председательством Макфола и, с российской стороны, Владислава Суркова по вопросам гражданского общества. Советник президента США как один из руководителей этой комиссии постоянно встречался с российскими правозащитниками.
Макфол — профессор политических наук Центра по вопросам демократии, развития и верховенства закона при Стэнфордском университете и сотрудник Гуверовского института. Он автор и редактор более 20 книг о демократическом государственном устройстве. В совершенстве владеет русским языком.