/uploads/posts/2011-08/Нижегородские археолог.jpgНижегородский кремль преподнес сюрприз археологам. На территории памятника архитектуры они обнаружили старинный водовод прямо под фундаментом кремлевской стены. Кроме того, ученые «извлекли» из земли на свет все, что осталось от разрушенной Зачатьевской башни кремля. Как утверждают археологи, эти находки позволят многое узнать о судьбе 13 башни.
О чем еще способны рассказать фрагменты древней постройки? Для чего был предназначен водовод?
Археологи уверены, что именно по этим камням протекал легендарный святой источник, некогда самый почитаемый в Нижнем Новгороде. Его и называли «живоносным», то есть целебным. Правда, сейчас водовод наполнен дождевой водой. Родник требует расчистки.
Водовод проходит под кремлевской стеной. Археологи относят это инженерное сооружение к XIX веку. Под стенами кремля стояла церковь живоносного источника, вода текла туда, а в алтаре храма был бассейн.
Медленно, но верно открывается история. Никогда еще археологи так не углублялись в прошлое Нижегородского кремля. Основание постройки обнаружилось только на глубине примерно 3 метров. Фрагменты фундамента башни и крепостной стены веками были скрыты под землей.
Игорь Еремин, главный архитектор фирмы-подрядчика: «Фундамент был основан на деревянных сваях.Остатки дерева хорошо сохранились».
500 лет назад, когда строился Кремль, на этих самых старинных сваях возводились все здания в местах, где была опасность оползней. Однако ни сваи, ни каменная «подушка» не спасли Зачатьевскую башню. Она постепенно наклонялась, а в XVIII веке при очередном оползне окончательно разрушилась. В XIX столетии была восстановлена только стена, а сквозь нее сделан водовод.
Ирина Агафонова, архитектор: «Это очень древние остатки подлинной башни, датируемые XVI веком. Что именно скрыто под землей, до раскопок никто не знал».
Ирина Агафонова – дочь архитектора, посвятившего жизнь реставрации Нижегородского кремля. В свое время восстановить Зачатьевскую башню ему помешал недостаток финансирования. Единственная из 13 кремлевских башен, она так и осталась лежать в руинах и в столах реставраторов в виде чертежей. Теперь специалистам предстоит решить непростую задачу: что важнее для истории – воссоздание недостающей части крепости или сохранение, как памятника, древнего культурного слоя.