В августе экспедиция Новосибирского краеведческого музея вела раскопки на памятнике Березовый остров-1 в Колыванском районе Новосибирской области.
— Раскопки курганного могильника Березовый остров-1 были начаты несколько лет назад, — рассказывает старший научный сотрудник НГКМ к.и.н. Сергей Росляков. Но до сих пор там были известны только курганы начала второго тысячелетия. Весной этого года местный житель принес в Краеведческий музей коллекцию бронзовых изделий эпохи раннего железа и раннего средневековья. Мы заинтересовались и в августе выехали туда на раскопки.
Новосибирским археологам удалось раскопать неизвестное ранее грунтовое погребение эпохи ранней бронзы, относящееся к самусьской культуре (XV-XIII вв. до н.э.). Там был обнаружен глиняный горшок и набор каменных изделий – копье, точильные камни, ножи. Любопытно, что от горшка отломился кусок, и его владельцы, вместо того, чтобы выбросить, починили его – просверлили в стенке и обломке отверстия и стянули края веревкой.
Во второй траншее ученые нашли материал эпохи раннего средневековья (верхнеобская культура) – керамику и каменные изделия, датируемые VII-VIII вв. н.э.
Кроме того, на Березовом острове был обнаружен фрагмент культового комплекса эпохи раннего железа. Там были кости животных, в том числе, и обгоревшие, три бронзовых наконечника стрелы и две бронзовые подвески.
Примечательно, что бронзовые изделия относятся к разным культурам. Судя по тем находкам, которые нам передал местный житель, культовый комплекс Березового острова был синкретическим. По словам Сергея Рослякова, вероятнее всего, там произошло слияние племен – носителей кулайской культуры населения лесного Приобья (VI-V вв. до н.э. – II-IV вв. н.э) и большереченской культуры (VII-I вв. до н.э), относящейся к скифской эпохе. Другими словами, на территории Новосибирской области нашли общий язык между собой оседлые земледельцы и кочевники-скотоводы. Не исключено, что, несмотря на различие культур, кулайцы и большереченцы молились на Березовом острове общим богам.